Что мы не знаем о технике чтения?
Рано или поздно, самостоятельно или с помощью педагогов, мы начинаем учить своего ребенка читать. Некоторые дети, поступая в школу, уже умеют читать, а кто-то учиться читать уже в 1 классе. Но, как бы то ни было, к концу 1 класса читать умеют практически все дети. И тут появляется в жизни каждого школьника непонятная и часто неприятная техника чтения.
Казалось бы, что такого? Читай, как можешь, и все. Но, оказывается, это не так просто. Почему-то все учителя требуют, чтобы эта техника чтения росла, как на дрожжах. А она не только не хочет расти, но еще и имеет свойство уменьшаться. Да, да, уменьшаться. Причем, уменьшается она особенно сильно почти у всех детей летом. Усыхает на жаре, что ли? И вообще, какое отношение имеет техника чтения к чтению? Ребенок умеет читать и все. «Зачем проверять, сколько слов он прочитает? Зачем мучить ребенка и беспокоить родителей? Нечего загонять всех детей под одну мерку!»,- так думают многие родители, чьи дети читают недостаточно быстро и не укладываются в нормы техники чтения. Так все-таки, зачем проверять технику чтения?
Оказывается, что мы хорошо понимаем ту информацию, которую получаем быстро. Если ребенок читает медленно, то он плохо понимает и запоминает содержание прочитанного, читает невнимательно и допускает много ошибок. Поэтому, когда мы говорим ребенку: «Читай медленно и внимательно», то даем взаимоисключающие команды. Медленно не может быть внимательно.
Исследования психологов и педагогов позволяют проследить зависимость качества обучения от скорости чтения ребенка. Среди быстро читающих детей (выше нормы) учатся успешно 54%, а среди медленно читающих — только 4%. Вот и получается, что от техники чтения зависит не только чтение, но и вся учеба в целом.
Тогда встает вопрос – как развивать технику чтения? Сразу отмечу, что просто заставляя ребенка читать, мы желаемого результата добьемся навряд ли. Техника чтения требует определенных умений, которые развиваются специальными упражнениями и играми. Вспомните, вы когда-нибудь играли с текстом? Сомневаюсь. Ведь мы привыкли, что текст надо читать вдумчиво и сосредоточенно. А вот, чтобы развивать технику чтения, с текстом надо играть.
Как правило, в 1-2 классе учитель требует, чтобы ребенок прочитал дома текст 3-5 раз. Так, путем многократного чтения, ребенок учится читать быстрее и лучше. Но, скажите, пожалуйста, какой нормальный ребенок добровольно согласится читать целую страницу 3 раза! А вот, если вы предложите поиграть, то ребенок и не заметит, что он прочитал один и тот же текст аж 3 раза.
Если Вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и хорошо, чтобы техника чтения была выше нормы, надо играть с буквами, слогами и текстом! Только так мы может научить ребенка читать быстро и помочь ему стать успешнее по всем предметам.
Наташа, у нас вот такой проблемы с дочками не было. Они очень рано начали читать. И в школу пошли уже «бегло читающие». Но я видела сколько проблем у многих детей с техникой чтения.
И всегда так раздражает эта техника…На мой взгляд, только стресс для детей. Особенно для тех, кто волнуется, не может с этим справиться и просто стеснительный сам по себе.
Спасибо за рекомендации.
Техника чтения каждому дается по-разному, у моих детей в школе не было проблем с ней, а вот племянник мучился каждый раз при сдаче на время
Та да надо детей учить с детства.. А то порой послушаешь как читают взрослые , аж стыдно становится..)
Игра вообще всегда может прийти на помощь ребенку, в том числе и при отработке техники чтения.
А для того, чтобы вникнуть в смысл написанного, нужно читать не медленно (как требуют некоторые родители), а вдумчиво, и тут у каждого, для лучшей вдумчивости 🙂 , скорость своя.
Проверка техники чтения, это еще один школьный тест подтверждающий, что и так известно педагогу. Жаль ,что в погоне за скоростью произнося прочитанное, дети часто не понимают о чем они прочитали. А упражнения в помощь родителям и детям есть хорошие! Спасибо, Наталья, что напомнила!
я буду начинать с Дусей с самого начала. Очень пригодятся ваши советы
Все мы когда-то начинаем с начала… Уверена, что у вас все отлично получится. Успехов вам и Дусе!
Все-таки это очень нервирует наших детей. Я бы отменила такую технику чтения. Действительно, дети так волнуются, часто не понимают смысл всего прочитанного.
У меня проблем с сыном не было, никто его не учил, сам по кубикам выучил буквы. Я его на лето отвезла бабушке. приехала за ним, а он мне сказал. что умеет читать. Было ему 4 года. Не поверила. дала детскую книжку — читает, не поверила. думала выучил.Дала взрослую книгу — читает. Вот так вот сам и научился без всяких методик. Сейчас 30, но без книги никуда!
Фантастика… Что так совсем без помощи взрослых и начал читать?
В форме игры дети все усваивают лучше и читать будут быстрее, проверено многими поколениями. Все верно!
Жаль что нас в детстве не учили быстрому чтению, во взрослые годы сложнее догонять и заново учиться.
Ну вообще-то учиться никогда не поздно, я думаю, если бы это было настолько для вас важно, вы бы сели и выучили, не смотря на возраст, не так ли?
Вот не думал раньше, действительно игра может научить ребеночка читать быстрей
Да нужно искать новые подходы к осваиванию быстрого чтения, а то сейчас сталкиваюсь с проблемой осваивания новых знаний, много времени уходит. А как прекрасно было бы , что в детстве научили например скорочтения. Пару лет назад пытался, кое что получалось, но пока не освоил.