Кризис трех лет: как научить ребёнка устанавливать контакт со сверстниками?
Здравствуйте, друзья! По достижении трёх лет ребёнок всё больше начинает испытывать нужду в общении с ровесниками. Если раньше, находясь среди большого количества детей, он интересовался, прежде всего, их игрушками, то теперь его внимание направлено на самих детей. Однако малыш еще не знает всех основ поведения в социуме, не умеет выразить свои чувства и желания так, чтобы они были понятны для окружающих. Как же помочь ребенку пережить кризис трех лет и научить его устанавливать контакт со сверстниками?
Помогаем социализироваться трёхлетке
Часто бывает так, что ребёнок трех лет толкает или кусает оппонента, отнимает у него игрушку просто от того, что не знает, как выразить симпатию или привлечь к себе внимание. Если такое частенько случается с вашим ребенком, то с ним надо обязательно разговаривать и объяснять, что можно делать, а что — нет. Надо постараться донести до малыша (доступным ему языком, понятное дело), что такое его поведение неприятно другому ребенку, огорчает его.
Предложите крохе примеры способов установить контакт: вместе построить, например, из песка домики, обменяться какими-то игрушками, устроить домик для кукол. Это может быть совершенно любая игра, главное, чтобы она побуждала к взаимодействию. Конечно, сразу полной гармонии достичь не удастся: первое время вам придётся гасить разгорающиеся конфликты, но со временем всё наладится.
Немного о дружбе
Довольно распространена ситуация, когда симпатизирующие друг другу дети, при встрече радостно бросающиеся в объятья приятеля, в совместной игре постоянно ссорятся. Они постоянно не могут поделить игрушку, качели и т.д. И вот здесь как никогда необходима помощь взрослого, нельзя полагаться на «авось — сами разберутся». Ваша задача – научить детей взаимодействовать и умению делиться. Ведь три года — это возраст, когда маленький человечек еще не может самостоятельно выстроить правильную линию поведения.
Придумайте совместную игру, в ходе которой малышам придётся соблюдать очерёдность во владении какой-нибудь игрушкой. Вот, например, идёт конфликт из-за того, кто сейчас будет кататься на самокате. Есть отличный выход: предлагаете одному убегать, а другому на этом самокате его догонять. Потом они должны поменяться ролями. То есть что мы с вами сделали? Включили обоих детей в игру, не выходя из ситуации, когда один развлекается, а второй переминается в ожидании.
А что делать со стеснительностью?
Не каждый трёхлетка в период кризиса свободно общается с ровесниками, многие дети обладают излишней застенчивостью. Однако еще слишком рано, чтобы можно было настаивать на их самостоятельности. Если ваш малыш явно заинтересовался другим ребенком, но подойти к нему стесняется, вы можете сами инициировать контакт, предложив какую-либо совместную игру. Вполне вероятно, что первые минуты малыш всё-таки останется стоять на расстоянии, но, в конце концов, он присоединится.
Но всё же, какие бы вы действия не предпринимали для социализации ребёнка, в первую очередь смотрите на него и на его реакцию. Метод, который сработал с соседским малышом, может не сработать с вашим ребенком или даже пойти во вред – ведь дети все разные, и их психика тоже отличается. Ну и конечно, самое главное — это постепенность и ненавязчивость ваших действий.
Хочу предложить вам разобраться, почему ребенок начинает так вести себя в три года, что же это за кризис такой, и каковы предпосылки его проявления? Мы подробно поговорим об этом на тренинге для родителей «Как пережить детский кризис 3-ех лет и не сойти при этом с ума?».
Вы узнаете:
— почему ребенок становится порой просто неуправляемым, стеснительным или, наоборот, чересчур агрессивным;
— как правильно вести себя родителям, чтобы не провоцировать усиление детского упрямства;
— как справляться с детскими страхами;
— как учить детей умению общаться.
Словом, надеюсь, что тренинг поможет и вам, и вашему ребенку пережить этот сложный период с наименьшим психологическим дискомфортом. Любви и спокойствия вам!