Перспективная дружба с кляксами Или Развитие ребенка через рисование
Что делать, если ребенок нарисовал на обоях?
Эксперт Лёва Невская в своем интервью для проекта «Растет дочка, растет сын» дает однозначный ответ: «улыбнуться и сказать — какая красота!»
Живопись помогает развитию пространственного мышления у ребенка, памяти, мелкой моторики и даже речи. Да-да, существует прямая связь между рисованием и красноречием вашего малыша. Поэтому, если вы поймали экспрессивного художника за «усовершенствованием» узора обоев, не торопитесь сердиться. Вы стали свидетелем процесса развития творческих способностей посредством рисования. Благословите этот момент. А обои — все равно уже немодные.
О роли рисования в развитии ребенка узнаем от Лёвы Невской. Это семейный психолог, педагог дополнительного образования (ИЗОбретательное ИЗОбразительное Искусство), ведущая творческих мастер-классов для детей и взрослых, арт-менеджер, куратор творческих проектов, руководитель Мастерской Творческих ИЗОбретений. И очень отзывчивый человек! Лёва любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов.
Редакция: Лева, как вы считаете, почему для 3-летнего ребенка важно именно творчество? Не дисциплина, не чтение, не иностранный язык, а именно творчество?
Лёва Невская: Творческое развитие тесно связано с развитием познавательных процессов: воображения, мышления, речи, внимания, памяти. В процессе рисования у ребёнка развивается мелкая моторика рук, ловкость пальцев, а вместе с ними и головной мозг! Укрепляются мышцы руки, подготавливая её к письму. В процессе рисования также развивается внимательность, усидчивость и аккуратность. А это всё пригодится в школе!
Рисование так же полезно для проявления эмоциональной сферы. Именно через рисунок ребенок может свободно выражать свои эмоции, чувства и фантазии.
Редакция: И воображение, и ловкость рук, и весь головной мозг! Почему роль рисования в развитии ребенка столь велика?
Лёва Невская: Дело в том, что двигательный центр речи в головном мозге находится в анатомической близости с двигательными центрами, которые регулируют движения кистей рук и мелкую моторику.
Рисование, взаимодействие с карандашом, кистью, мелками, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальцев (всё что стимулирует центры мелкой моторики) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи. Это и способствует развитию речи у детей.
Редакция: Что делать родителям со своими ожиданиями, как правильно вести себя? Особенно, если рисунок не соответствует ожиданиям родителей?
Лёва Невская: Что бы ребёнок не изобразил, важно хвалить его за то, что он создал что-то самостоятельно. Кляксы, пятна, каляки-маляки, каракули — это всё рисунок! Важно поддерживать ребёнка в том, что он создаёт, удивляться, хвалить, говорить какой он молодец, как интересно придумал!
Дети в 3-летнем возрасте уже не просто чёркают по бумаге, они пытаются изобразить что-то конкретное, вкладывают смысл в своё рисование. Поэтому важно просить ребёнка рассказать о том, что он нарисовал, как он это сделал. И только потом, если это необходимо, подсказать ему, как можно сделать ещё лучше, что можно ещё добавить, чему новому научиться.
Редакция: Какие практические советы Вы дали бы родителям, чтобы развитие ребенка через рисование протекало гармонично?
Лёва Невская:
1. Возраст. Как только малыш научился самостоятельно сидеть, ему уже можно предлагать рисовать. Можно использовать большие листы и пальчиковые краски (они наиболее безопасные).
2. Инструменты. Для детей от года можно включать в творческую деятельность различные инструменты рисования: большие кисти, валики, губки, трафареты, штапмы (самые простые можно сделать из фруктов и овощей!).
3. Сложность заданий. Ближе к 2-м годам можно начать знакомить ребёнка с миром красок, мелков, карандашей, фломастеров, пастели. Учиться рисовать самые простые формы: линии, круги, фигуры и постепенно усложнять задания.
4. Поддержка. Важна помощь и поддержка родителей в этом процессе. Необходимо погружать ребёнка в важность того, что он делает, в сокровенность, в волшебство. Некоторым детям нужна помощь в том, чтобы направить рисунок. В таком случае можно придумывать совместно различные истории, сюжеты, игры, связанные с тем, что ребёнок изображает.
5. Фантазия. Для развития фантазии и возможностей творческого самовыражения важно знакомить детей со всеми вариантами, которые можно использовать в процессе рисования. На ряду с традиционными существуют и различные нетрадиционные техники рисования (кляксография, монотипия, ниткография, рисование брызгами и мыльной пеной, использование органического стекла, сыпучих материалов, предметов обихода, продуктов, природных материалов в процессе рисования и тд.)
А если вы до сих пор не верите, что ИЗО — это исцеляющий, развивающий и вдохновляющий процесс, поучаствуйте в выездном фестивале YogArt, который планируется на вторую половину июля. Лёва Невская приглашает на мастер-классы и детей, и взрослых. Будет много экспериментов, релаксации и удовольствия.
А в комментариях расскажите, как вы рисуете с ребенком?
Автор статьи Анна Зуева-Шевченко
На обоях рисовать очень даже интересно! Даже взрослым!