Школьные оценки – как к ним относиться?

Школьные-оценкиПривет, друзья! Сегодня я хочу поговорить на тему, которая наверняка заинтересует всех, у кого есть дети — школьники. Школьные оценки. Что это – действительно показатель уровня знаний наших детей? Или школьные оценки – это только способ контроля и давления на учеников, попытка заставить их учиться?

 

Кому нужны школьные оценки?

Во многих семьях ситуация складывается так: мамы и папы с усердием стараются развивать своего ребенка до школы, водят его в различные кружки, секции, развивающие группы. В первый класс малыш идет подготовленным (еще бы, во многие школы без вступительного собеседования просто не попасть!). Мама (или кто-то из взрослых) помогает ребенку учиться, делать домашние задания. Они вместе трудятся над параллельностью косых палочек, снова и снова учат цифры и буквы, рисуют и вырезают. Но это не может продолжаться долго – у взрослых своя жизнь, свои заботы, работа, в конце концов. И в определенный момент контроль над тем, как ребенок учится, падает. Тут же снижаются и школьные оценки, так как ребенок, пользуясь предоставленной свободой, старается увильнуть от занятий любыми способами.

И возникает вопрос – на что в этот момент важнее обратить внимание? На школьные оценки, которые красуются в журналах и дневниках? Или есть что-то более важное, что мы порой упускаем в этот момент? Действительно ли школьные оценки – это тот критерий, который совершенно точно выражает уровень знаний ребенка?

Думаю, вряд ли кто-то усомнится, что это не так. Сегодня оценка – это какой-то совершенно отчужденный показатель, который зачастую зависит от множества совершенно посторонних факторов.Например, от величины кошелька родителей или от нужных знакомств с влиятельными людьми. С другой стороны, удержать внимание класса и как-то утихомирить энергию, в любую минуту готовую вырваться наружу, — и без двоек! – может далеко не каждый учитель. Для этого учитель должен обладать настоящим педагогическим талантом, даром. А это дано, разумеется, далеко не каждому. В школе в Ясной Поляне не было оценок, но ведь и учителем там был Лев Толстой! К сожалению, нашим детям далеко не всем посчастливится учиться у таких учителей.

Многие ли учителя сегодня могут поставить двойку (даже заслуженную!) ученику, стоящему у доски – на виду у всего класса, и при этом не унизить его достоинства? Задумываются ли они вообще об этом? Нас, наше поколение, воспитывали стыдом и страхом, и эту же совершенно не правильную концепцию мы передаем нашим детям. Вопрос, зачем?!

Оценки за таланты

В принципе не понятно, как могут оцениваться такие предметы, как например, музыка, рисование, пение, физкультура. Ведь один ребенок может обладать даром рисования, а другой нет. Они оба выполняют домашнюю работу, но одному учитель ставит 5, другому 3. А почему? Ведь второй ученик тоже старался, сделал то, что смог и как смог, за что же его оценивают? За недостаток таланта? Интересно, а как бы оценили Черный квадрат Малевича, нарисуй он его в 5 классе нашей обычной средней школы?..

Системы оценок

Многих родителей интересует вопрос – какая система оценок лучше – пяти-, десяти-, сто-бальная? Или какая-то еще? На самом деле традиционная пятибалльная система хороша тем, что она всем понятна. Пожалуй, на этом заканчиваются все её плюсы. Достаточно вспомнить наши дневники, пестревшие минусами и плюсами, ведь это не что иное, как необходимость большего количества балов! Поэтому специалисты считают, что разумнее ввести любую другую систему оценивания, лишь бы она оставалась кратной пяти. В таком виде она останется доступной пониманию большинству учеников и их родителей. А вот «переварить» оценку по 12-бальной системе будет довольно сложновато.

А почему тройка?

Оспорить оценку поставленную учителем, в принципе можно. Но… стоит ли говорить о том, с какими сложностями это будет связано? Во-первых, учитель сделает все возможное, чтобы доказать, что ученик не знает предмет на лучшую оценку (еще бы, для него это практически вопрос чести!). Во-вторых, в этом коллективе и с этим учителей ребенку придется контактировать и дальше, и надо признаться, что далеко не все взрослые могут с достоинством признавать свои поражения. Учеба превратится в постоянный моральный бой между учеником и учителем, и не трудно догадаться, на чьей стороне будет победа…

Школьные оценки в начальных классах

Немного иначе обстоят дела в младших классах. Во многих начальных школах в первых классах вообще не ставят оценки. Правильно ли это? Думаю, да. Для этого периода гораздо важнее научиться ребенка учиться, привить ему желание получать новые знания. Поэтому здесь можно увидеть «звездочку» поставленную не за правильно решенную задачу, а за красиво написанную «восьмерку». И это тоже правильно, ведь правильная, красивая каллиграфия – это порядок и культура в мыслях, в обиходе. И ведь неспроста наблюдается сегодня падение уровня каллиграфии в начальных школах – дети просто не видят родителей, которые пишут ручкой или карандашом. Во многих семьях сегодня даже список продуктов печатается на компьютере…

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Думаю, большинство родителей со мной согласятся, что отличные школьные оценки по всем предметам не должны становится идеей fix. Гораздо важнее объяснить ребенку (и как можно раньше), для чего ему это нужно. Помочь выбрать то, что ему нравится, и чем он хочет дальше заниматься по жизни. То направление, которому он готов уделять много времени и сил, и при этом, чтобы был ощутимый результат. С другой стороны, на минимальном уровне необходимо уделять внимание и всем остальным предметам, есть там результаты или нет. Иначе, без каких-то основных, базовых знаний, могут возникнуть сложности в дальнейшем, и не только в школьной, но и в обычной жизни.

Остается только осмыслить все это и применить в ежедневном воспитании нашей учащейся детворы. А вы не хотите поделиться своими соображениями обо всем этом? Высказывайтесь в комментариях, быть может, вы пользуетесь своим, каким-то проверенными способом, чтобы стимулировать у ребенка желание учиться? Давайте обсуждать все вместе.

А напоследок предлагаю вам изучить нормы оценок в начальных классах за письменные работы по русскому языку и математике.

 

Математика

Письменная работа, содержащая только примеры. Математический диктант:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1/5 часть от общего количества выполнена неверно
Оценка «3″ 1/4 часть примеров выполнена неверно
Оценка «2″ 1/2 часть примеров выполнена неверно

Письменная работа, содержащая только задачи:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1-2 вычислительные ошибки
Оценка «3″ 1 ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка, или не решена 1 задача
Оценка «2″ 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки; или допущены ошибки в ходе решения задач.

Письменная комбинированная работа:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1-2 вычислительные ошибки
Оценка «3″ 3-4 вычислительные ошибки, но нет ошибок в ходе решения задач; все задания выполнены без
ошибок, но ошибка в ходе решения задачи
Оценка «2″ Более 5 вычислительных ошибок и допущена ошибка в ходе решения задачи

Русский язык

Диктант:

Оценка «5″ Без ошибок + 1 недочёт. (2 недочёта приравниваются к 1 ошибке.)
Оценка «4″ 1-2 ошибки или 4 недочёта по текущему материалу.
Оценка «3″ 3-5 ошибок или 7 недочётов по пройденному материалу.
Оценка «2″ Более 5 ошибок или 8 недочётов по текущему материалу.
Введена отметка за «общее впечатление от письменной работы»: в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений; работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачёркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Грамматическое задание:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1 ошибка и задание выполнено полностью
Оценка «3″ 2 ошибки и все задание выполнено полностью; и за не полностью выполненное задание
Оценка «2″ За задание, к выполнению которого ученик не приступал.

Списывание:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1-2 исправления или 1 ошибка
Оценка «3″ 2-3 ошибки
Оценка «2″ 4 и более ошибок

Словарный диктант:

Оценка «5″ Без ошибок
Оценка «4″ 1 ошибка, 1 исправление
Оценка «3″ 2 ошибки, 1 исправление
Оценка «2″ От 3 до 5 ошибок





Поделитесь с друзьями!


Дорогие читатели и мои друзья. Буду признательна, если вы расскажете об этой статье вашим друзьям. Сделать это очень просто: нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями этой информацией. Спасибо!
название И не забудьте понравившуюся статью добавить в закладки!

С любовью и теплотой к вам, Наталья,
мама двоих детей, педагог, хореограф, музыкант,
Консультант по уходу за ребенком до 10-ти лет,
Консультант по вопросам подготовки к школе,
автор проекта "Растет дочка, растет сын"



Похожие статьи по этой теме:

Поделитесь своим мнением в комментариях!


Друзья, я всегда с большим интересом читаю все ваши комментарии к моим статьям. Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Ваше мнение очень важно. Это позволит сделать наш сайт более интересным и полезным. Заранее спасибо!

24 Комментарии

  1. Наташа

    У меня пока дочери до школы рано. Но читаю статью, вспомнила фразу про оценки: «Если двойки стоят по горизонтали, то слабый ученик, а если по вертикали, то слабый учитель.

    Ответить
    • Наталья

      Верно, обе проблемы имеют место быть

      Ответить
  2. Руслана

    Согласна со многим в статье. И то, что деткам в младших классах не ставят оценок, и то, что не совсем справедливо оценивать творческие предметы у разных детей. Но в общем без системы оценивания всё равно не получится. Потому 12-ти бальная система даёт больше возможности показать возможности и знания каждого ученика в отдельности.

    Ответить
  3. Фархад и мальчишки

    Я глубоко убеждён,что оценки в начальных классах не нужны.Потому что модно сейчас водить детей в Воскресные школы.Получается ребёнок всё знает и ему не интересно проходить алфавиты или другие учебные программы.А есть родители у кого нету средств водить в Воскресные школы.Получается неравенство двух первоклашек.Один всё знает,а другой только учит алфавит.Но самое страшное,когда ребёнок всё знает,он начинает посмеиваться над сверстником.И потом ему не интересно,ведь он всё знает.
    Так что Воскресные школы хороши детям,у которых проблемы с усвоением программы в детском саду или проблемы со здоровьем.Ребёнок должен идти по шагово,а не прыгать по ступенькам.
    У меня тоже сын школьник,и я хочу сказать об другой проблемы.
    Я вижу как родители всё делают до 5-класса,водят в разные кружки и репетиторы бесконечные.Но потом родители почему то останавливаются.Думая что ребёнок всё умеет,но это не так.
    Насчёт оценок,лучше конечно 10-бальная система.Но и то после 6-класса.
    А в начальных,только обычная как у нас в детстве.Зачем мучить детей баллами.Мой сын учиться плохо,потому что он не может сказать.
    Но по математике он супер,память феноменальна или рисование отлично.
    Но если брать в общем по предметам,он двоишник.Потому что другие предметы ему тяжело осваивать.
    Согласен мой ребёнок аутёнок,а есть дети которые просто тяжело даётся гуманитарные предметы.
    Поэтому оценка не нужна,чтобы травмировать ребёнка.Пусть она будет после 3 или 4-класса.Чтобы ребёнок смог себя взять в руки.
    Не все дети талантливы.Нельзя их разрушать мечты.
    Поэтому моему сыну не ставят оценок,а только помогают осваивать предметы.
    Это моё личное мнение.

    Ответить
  4. Александр

    Тема интересная, оценки не отражают реального положения вещей. В будущем оценки никак не будут влиять на жизнь

    Ответить
    • Наталья

      Будем надеяться на светлое будущее для наших детей))

      Ответить
  5. Татьяна Саксон

    Я не берусь говорить, как в обычных школах, потому что там я работала только в 1 и 2 классах, где было еще безотметочное обучение. Но вот когда я была учителем в гимназии (проходила практику), так там в 3 классе было так заведено, что каждый ученик не хуже любого учителя знал критерии оценки по предмету и таким образом мог сам себя честно и адекватно оценить, а также оспорить неверную оценку, если учитель ошибался.

    Ответить
    • Наталья

      Чтобы ребенок сам оценивал свой результат — тоже довольно спорный вопрос, если честно. Кто из нас может на 100% сказать, что не грешит излишним самомнением или, наоборот, недостатком самоуверенности? Если взрослый не всегда адекватно может оценить свой уровень, как сможет сделать это ребенок? Фактически это дает еще большую волю детям, которые не имеют никаких авторитетов, не привыкли прислушиваться к мнению других, наоборот, везде стремятся показать свою волю. А такие и в обычных школах готовы спорить со всеми и с каждым по отдельности, доказывая свое мнение… Вряд ли ребенок с заниженной самооценкой решится указать учителю на его промах. И как следствие, самооценка будет опускаться все ниже и ниже. Так что все же думаю, это спорный вопрос…

      Ответить
  6. Ирина

    В нашем государстве уже давно 12-бальная система оценок. Привыкли и дети и родители. Проблема не в количестве баллов, а в уровне преподавания предмета в школе и в отношении родителей и учеников к оценкам.
    Дети с одинаковыми оценками, но из разных школ имеют разные знания. Это проблема скорее государственная. Очень многое зависит от личности учителя.
    А вот отношение родителей у детей к оценкам надо менять. Вопрос «Что ты получил?» стоит заменить на «Чему ты сегодня научился?» Отличная оценка, полученная без труда, не заслуживает похвалы. А вот за «тройку» иногда можно и похвалить, если было приложено много усилий для ее получения. Тем более, если ребенок стремится получить новые знания.

    Ответить
  7. Елена

    Родителям к оценкам нужно относиться спокойно, а в начальных классах вообще оценок не должно быть, учителям еще очень важно не путать оценку по поведению с оценкой по предмету за знания. В мою школьную бытность такое очень часто практиковали.

    Ответить
  8. Тамара

    Очень интересная статья. Согласна, что оценки по таким предметам , как пение, рисование, физическая культура во многом зависят от того, обладает ребенок тем или иным талантом или природной предрасположенностью. Вот с этими предметами у моих детей всегда и были проблемы.

    Ответить
  9. Елена Картавцева

    Прочитала вашу статью,Наташа, и невольно вспомнились свои золотые школьные годы. Меня родители ни как не контролировали в плане занятий, а только раз в неделю смотрели дневник — главное, чтобы не было троек, а уж какие знания в моей голове , это их как-то не волновало. Но, в любом случае, к урокам я относилась ответственно и была до окончания школы «хорошисткой», понимая, что мне нужны знания, так как была цель — поступить в институт. Одно знаю, что любое давление, порождает ответное сопротивление, поэтому не надо «наезжать» на детей.

    Ответить
    • Наталья

      Вот это и есть главная проблема — не давить и не получать сопротивления

      Ответить
  10. Сергей

    Все течет, все меняется. Раньше с двойками по пятибальной системе оставляли на следующий год, а теперь с единицей по двенадцатибальной системе даже со школы выпускают.

    Ответить
    • Наталья

      С другой стороны, если ребенок не учился 8 лет, какой смысл держать его в школе еще 1 год?!

      Ответить
  11. Алена Трач

    в Украине давно 12-ти бальная система. Мы уже привыкли. А вот учителя, которые действительно хотят поделиться знаниями- как и везде-большая редкость.

    Ответить
  12. Ирина

    Наташа, тема, думаю, такая острая и наболевшая…Тут столько можно размышлять…
    Но что с учителей спрашивать? Кто сейчас туда идет? Вот отсюда и проблемы все…Пока не будут к Учителю относиться, как к Мудрому человеку — прежде всего наше государаство… так и будет все, если еще не хуже…
    Я вот смотрю в нашей сфере что происходит, с музыкой. Уйдет сейчас поколение профессионалов и все…
    Родителям, конечно, надо вложить в детей сейчас. И самим много времени им уделять. И развивать в тех направлениях, которые интересны ребенку. А оценки — да Бог с ними… обычно из двоечников вырастают сильные Личности, а отличники и хорошисты часто просто плывут вяло по жизни и все.
    Вся система нашего образования, к сожалению, слишком печальна…Не развитие интереса у детей, а формальность и неадекватность часто многих вещей. Заканчиваю философию пока на этом, а то разойдусь сейчас…

    Ответить
  13. Оксана

    Если бы в школу приводили детей только за знаниями, то и оценки были бы не нужны. Но ведь школа — это институт жизни, где наши дети учатся жить среди людей, дружить, любить, подчиняться правилам,реагировать на оценку своих успехов( в том числе и несправедливую), а в результате получить аттестат с ОЦЕНКАМИ, БАЛЛАМИ.
    Нам, как родителям, нужны детские успехи в баллах, для дальнейших успехов в жизни. И пока это так, следует признать что детям нужны и знания, и оценки и умение детей добиваться своей цели.

    Ответить
    • Наталья

      Верно, Оксана, никто лучше тебя не разбирается в этом вопросе, ведь у тебя огромный опыт работы в школе! На счет оценок — согласна, именно с этой позиции и стоит рассматривать оценки — как способ научить ребенка добиваться поставленной цели. Рада видеть тебя!

      Ответить
  14. ella

    ясно

    Ответить
  15. Антонина

    На мой взгляд система оценивания однозначно нужна. Важно, чтобы критерии оценки были понятны и прозрачны и для учителей, и для учеников, и для родителей. Оценка должна давать точное понимание уровня знаний ученика и степень профессиональности учителя.
    К сожалению в школах, а затем и в ВУЗах оценки зачастую становятся целью обучения, а про знания часто ученики и их родители часто забывают.

    Ответить
  16. Светлана Билецкая

    Мне кажется, что еще важно то, как в семье относятся к оценкам.

    Что считается важным: знания или оценки?

    Ответить
    • Админ Наталья

      Конечно, Светлана, полностью с вами согласна. Из семьи, в первую очередь, и получает ребенок жизненные установки, в том числе и по поводу оценок

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *